Обсуждалась социально-экономическая ситуация в регионе с акцентом на состояние дел в промышленности и сельском хозяйстве. Отдельное внимание уделили проблеме укомплектованности медицинскими кадрами, а также вопросам поддержки участников СВО и членов их семей.
В.Путин: Как дела, Юрий Борисович?
Ю.Слюсарь: 4 ноября прошлого года в этом кабинете Вы, назначая меня временно исполняющим обязанности губернатора Ростовской области, поручили погрузиться [в вопросы], чем живёт родной донской край, какие проблемы, какие задачи, какие приоритетные направления развития, чем нужно заниматься в первую очередь. Хотел по прошествии девяти месяцев доложить результаты этой работы.
В.Путин: Хорошо.
Ю.Слюсарь: Ростовская область большая. Это опорный, связующий, узловой регион юга России, который обеспечивает и точку входа для обеспечения специальной военной операции, и развития Новороссии сейчас, и оказания помощи жителям освобождённых территорий. Но это в целом, конечно, административный, логистический, культурно-образовательный, промышленный центр всего макрорегиона. И, не побоюсь этого слова, мы являемся южной столицей России. Это, соответственно, обязывает нас, это высокий статус.
Если говорить об экономике, она у нас достаточно диверсифицирована. Традиционно развита промышленность, сельское хозяйство. У нас хорошие темпы развития торговли, потребительского рынка, сферы услуг. Но я бы хотел начать с аграрного сектора.
В.Путин: У вас падение производства было намного больше, чем в стране в целом.
Ю.Слюсарь: Да, 2021, 2022, 2023 годы – это были годы рекордов, мы доходили до 16 миллионов тонн по урожаю. Такого даже в Советском Союзе не было. А в прошлом году было падение на 20 процентов, и в этом – 30.
В.Путин: В чём причина?
Ю.Слюсарь: Сочетание неблагоприятных климатических факторов: это и поздние заморозки, так называемые возвратные, и жара под 45 градусов, и засуха, и маловодье – всё это привело к тому, что у нас в области порядка миллиона гектаров повреждено или погибло.
Сейчас уже обмолот фактически завершён. В этом году это падение практически вдвое. И конечно, это большие убытки и потери. По областной линии меры поддержки оказываем, но в этом году нам без помощи федерального центра будет очень тяжело.
В.Путин: Я понимаю, есть объективные причины, и Вы их сейчас назвали. Но есть на что и посмотреть повнимательнее. Опустынивание, например, на использование тяжёлой техники. Не всегда, понятно, тяжёлая техника нужна, но надо понимать, где и как её использовать. Сокращение защитных лесопосадок.
Ю.Слюсарь: Вы совершенно правильно упомянули. В советское время, конечно, все эти лесопосадки были на балансе колхозов, о них заботились. Я сам лето проводил в станице и прекрасно помню, это были ухоженные кусочки леса. Сейчас, конечно, ситуация другая. Как раз недавно приняли решение, передали их на баланс нам. Задача – передать их сельхозтоваропроизводителям и соответствующим образом как-то изыскивать совместные ресурсы, потому что без них, конечно, просто будет идти деградация совершенно уникального земледельческого потенциала, который в Ростовской области есть. Над этим нужно работать.
И то, что беспокоит сейчас фермеров, – это продление льготных кредитов, перенос их с 2025 на 2026 год. Потому что в этом году просто отдавать будет не из чего: очень низкая урожайность. То же самое касается лизинговых платежей по линии «Росагролизинга».
Хотел попросить: в ковидное время была такая мера поддержки, как мораторий на банкротство, особенно это касается малых и средних фермерских хозяйств, потому что высока вероятность того, что они выставят все свои угодья на продажу, уйдут в крупные агропромышленные холдинги.
В.Путин: Согласен, Юрий Борисович, давайте сделаем это.
Ю.Слюсарь: Если можно, я письмо подготовлю и передам.
В.Путин: Договорились.
Ю.Слюсарь: По сельхозпереработке хотел два слова сказать. У нас интенсивно развивается одно из перспективных и важных направлений развития: мы перерабатываем кукурузу, подсолнечник, пшеницу. Сейчас строятся три завода по производству аминокислот, ферментов, добавок. Это именно та линейка, которую раньше покупали в других государствах, сейчас это в рамках импортозамещения будем производить в Ростовской области. Большие инвестиции и большой очень инвестиционный потенциал. Для области это, конечно, налоги, новые рабочие места.
Завод в этом году открывается по производству льняного масла, крупнейший в мире, порядка 30 процентов мирового рынка будем держать. Самое, на мой взгляд, полезное масло, которое существует, будет производиться в Ростовской области. Ну и традиционно у нас сельхозпереработка развита, я считаю, что в этом направлении нужно идти дальше, создавать высокую добавленную стоимость, так чтобы у нас продукция не просто вывозилась, а оставалась в области, там, соответственно, перерабатывалась в более маржинальную продукцию.
По социальной сфере, то, что беспокоит жителей в первую очередь, – это здравоохранение и ЖКХ.
По здравоохранению за последние годы многое сделано, значительно укреплена материально-техническая база благодаря Вашей поддержке. Открыт областной детский хирургический центр высоких технологий, инфекционная больница, сосудистые центры. Их было два, стало теперь 12 по всей области. Это, конечно, позволило резко снизить смертность от инфарктов, инсультов. Фактически сетка этих сосудистых центров по области даёт возможность оперативно больного привезти, прооперировать, и фактически инвалидизации не возникает, продолжает жить дальше здорово и полноценно.
В.Путин: Количество врачей на тысячу населения пока маловато.
Ю.Слюсарь: Основная проблема – укомплектованность медицинскими кадрами, причём как врачами, так и средним медицинским персоналом, она у нас на уровне 77–78 процентов. Это большая системная проблема. Особенно это касается удалённых сельских территорий. В крупных городах ещё более-менее ситуация получше, а, конечно, в удалённых она сложная. Здесь нужно заниматься этим системно. Я настраиваю глав муниципалитетов и органы здравоохранения, что нужно работать точечно по каждому врачу, по каждому фельдшеру, отдельно закреплять, мотивировать, целевиков отправлять учиться, возвращать назад в родное село.
В этом году мы по программам «Земский доктор» и «Земский фельдшер» дополнительно предусмотрели ещё выделение участков, так чтобы можно было строить дом, вести личное подсобное хозяйство. Фактически в таком ручном режиме нужно бороться за каждого врача и тем самым повышать, конечно, укомплектованность.
Как временная мера сейчас запустили мобильный диагностический центр, так называемый «поезд здоровья»: узкие квалифицированные специалисты ездят по удалённым территориям, принимают порядка 400 пациентов в день. Уже 25 тысяч обследовано. Очень много выявлено хронических, острых заболеваний, направлены в учреждения медицины в область. И конечно, слова благодарности врачам, которые фактически 24/7 в этом поезде спасают жизни, восполняя дефицит узких специалистов, которых как раз населению не хватает.
Несколько слов о промышленности. У нас развитый промышленный потенциал. Основу составляют ведущие предприятия, начиная с моих родных: и «Роствертол»…
В.Путин: Показывают рост промышленного производства.
Ю.Слюсарь: Да. Это, конечно, и родной вертолётный завод, и Таганрогский авиационный завод. Кстати, в этом году получаем ПД-8 на [самолёт] Бе-200. Сейчас ПД-8 летает на «Суперджете», и успешно летает, а в этом году получаем под ремоторизацию на Бе-200.
В.Путин: Бе-200 – востребованная машина.
Ю.Слюсарь: В таком климате она будет востребована ещё больше. У нас большое количество заказов. Нас держали двигатели «Мотор Сич». Сейчас пройдём испытания на Бе-200, на ПД-8 на Бе-200. Я уверен, что этот самолёт будет [востребован].
В.Путин: ПД-8 – хороший двигатель.
Ю.Слюсарь: Прекрасный двигатель. В сжатые сроки сделали двигатель такого уровня, нового поколения – это действительно большая заслуга двигателестроителей, это правда.
Новые производства открываются. Мы одни из чемпионов по производству беспилотников в стране, включая двойное назначение. СВО располагает к тому, чтобы много производств у нас было.
В.Путин: Про СВО вспомнили. С ребятами работаете, с их семьями, помогаете им?
Ю.Слюсарь: Да, один из главных приоритетов – это помощь участникам СВО, членам их семей, родным и близким. Здесь у нас помимо федеральных мер в области действует 75 региональных и муниципальных мер поддержки: выплаты, медицинская, юридическая помощь, помощь в трудоустройстве, жилищные вопросы, детям помощь.
Надо, конечно, работать дальше над расширением этих мер, готовиться к социальной адаптации наших ветеранов. Но что важно? Надо не просто расширять, но ещё и упрощать порядок их получения, потому что мер очень много, и люди зачастую в них не ориентируются.
В.Путин: Теряются.
Ю.Слюсарь: Поэтому в Ростове впервые прошёл «пилот» так называемого «одного окна». Это когда либо участник СВО, либо его родной, близкий, член семьи приходит в МФЦ, ему не нужно бегать по всем ведомствам, подаёт одно заявление, а дальше МФЦ сам уже взаимодействует со всеми ведомствами по этим мерам поддержки.
В.Путин: Нужно такие механизмы совершенствовать и тиражировать.
Ю.Слюсарь: Да. Собственно, в 11 регионах уже эти «пилоты» идут после Ростова.
Посмотрел, конечно, как в Москве реабилитационный центр устроен – то, что Сергей Семёнович [Собянин] сделал. Думаю, со временем нужно будет сделать такой и у нас.
И крайний, если позволите, из приоритетов –транспортно-логистическая составляющая. Если можно, это проект так называемого ростовского транспортного кольца, то, что по Вашему поручению делается: 110 километров, 102 построено, осталось 7,5 километра. Фактически это увод всех грузов и пассажиров, минуя Ростов.
В.Путин: Минуя город, да?
Ю.Слюсарь: Минуя город. Сейчас они едут по городским улицам, там дороги больше двух лет не выдерживают. Нам эти 7,5 километра нужно построить. Мы их не можем, к сожалению, построить по концессии, потому что платный участок сделать – всё равно будут ездить через город на большегрузах, шесть тысяч грузовиков в день. Это экология, конечно, инфраструктура. Поэтому проект три года, порядка 30 миллиардов [рублей].
Я понимаю, сейчас непростые времена, но нам это кольцо нужно замкнуть, иначе оно теряет всякий смысл, потому что вот эти семь километров, они дают как раз… А это снабжение: Мариуполь, Донецк, Луганск, связь с Краснодаром – важная стратегическая артерия.